О признаках употребления ПАВ и мерах профилактики
В наркологической службе состоят под наблюдением 970 человек, в т.ч.:
- С алкогольными психозами – 25 человек
- С алкоголизмом – 614 человек
- С наркоманией – 84 человек
- С токсикоманией – 3 человек
- С употреблением с вредными последствиями алкоголя - 167, в т.ч. 1 детей, 20 подростков
- С употреблением с вредными последствиями наркотических веществ - 64, в т.ч. 2 подростка
Как формируется наркомания
- I этап - эксперимент;
- II этап - систематизированное (умеренное, привычное, эпизодичное, периодическое) употребление;
- III этап - регулярное употребление;
- IV этап - патологическое (психическое, психофизиологическое) влечение (навязчивое, сверхценное, компульсивное, импульсивное);
- V этап - физиологическая зависимость (абстиненция, синдром отмены)
Признаки употребления(неспецифические)
- Нарастающая скрытность ребенка;
- Сонливость или, наоборот, бессонница;
- Падает интерес к учебе или к привычным увлечениям;
- Ухудшаются память и внимание. В результате неизбежно снижается успеваемость;
- Увеличиваются финансовые запросы;
- Появляются новые подозрительные друзья или поведение старых приятелей становится подозрительным. Разговоры с ними ведутся шепотом, непонятными фразами или в уединении;
- Неопрятность во внешнем виде, склонность к прослушиванию специфической музыки;
- Настроение ребенка меняется по непонятным причинам, очень часто не соответствует ситуации;
- Ребенок становится изворотливым, лживым, уходит от ответов на прямые вопросы;
- Следы иньекций, одежда с длинными рукавами;
- Теряет чувство реальности, развивается паранойя.
Признаки опьянения спайсом
- Действие наркотика может длиться от 20 минут до нескольких часов;
- Сопровождается кашлем (обжигает слизистую);
- Сухостью во рту (требуется постоянное употребление жидкости);
- Мутный либо покрасневший белок глаз (важный признак! наркоманы знают, поэтому носят с собой глазные капли);
- Нарушение координации;
- Дефект речи (заторможенность, эффект вытянутой магнитофонной пленки);
- Заторможенность мышления (тупит);
- Неподвижность, застывание в одной позе при полном молчании (если сильно обкурился, мин на 20-30);
- Бледность;
- Учащенный пульс;
- Приступы смеха.
Признаки опьянения солями
- Дикий взгляд;
- Обезвоживание;
- Тревожное состояние (ощущение, что за тобой следят, что за тобой пришли);
- Дефекты речи (судорожные движения нижней челюстью, гримасы);
- Отсутствие аппетита;
- Галлюцинации (как правило, слуховые);
- Жестикуляция (непроизвольные движения руками, ногами, головой);
- Полное отсутствие сна;
- Невероятный прилив энергии (желание двигаться, что-то делать, все действия, как правило, непродуктивны);
- Желание делать какую-либо кропотливую работу (как правило, начинают разбирать на составляющие сложные механизмы);
- Возникают бредовые идеи (например, управлять миром), и все это сопровождается высокомерием и полным отсутствием самокритики.
Последствия употребления курительных смесей
- галлюцинации, переходящие в депрессию и бессонницу;
- состояние паники , паранойя;
- парализация мышцы (нарушается дыхание);
- появляются психические расстройства.
- хронические воспалительные процессы в дыхательных путях (фарингиты, ларингиты, бронхиты);
- злокачественные опухоли ротовой полости, глотки, гортани и бронхов;
- снижается умственная деятельность, работоспособность, ухудшается память;
- токсическое поражение печени;
- импотенция, бесплодие;
- Снижение иммунитета;
- Ухудшение состояния кожи, зубов, волос;
- Летальные исходы (тяжелая инвалидность)
Тактика поведения педагога при возникновении подозрений в употреблении ПАВ
- Беседа с учащимся с целью прояснения причин изменения в его состоянии (забывчивость, сонливость, появившиеся трудности в обучении и т. п.). Требования к построению первой беседы: конфиденциальность, избегание репрессивной и осуждающей тактики, высказывание подозрений в употреблении наркотических веществ только при существовании уверенности в этом.
- При неподтвержденности подозрений в употреблении в результате беседы родителей можно не информировать, но обязательно извиниться перед подростком.
-
При подтверждении подозрений или выявлении и в дальнейшем изменений в состоянии учащегося (продолжая соблюдать принцип конфиденциальности):
- убедить в целесообразности обращения за помощью к специалистам (психологу, наркологу);
- проинформировать учащегося об учреждениях, оказывающих помощь, их адресах, телефонах;
- провести беседу с родителями (цель: корректно сообщить о своих подозрениях, убедить в необходимости обращения за помощью к специалистам);
- предоставить учащимся и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме;
- помочь организовать индивидуальную встречу учащегося, его родителей со специалистом;
- указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в употребление психоактивных веществ; предупредить, что в противном случае поставите в известность администрацию школы, которая, в свою очередь, будет действовать в установленном для такой ситуации порядке (информирование правоохранительных органов).
- При подозрении на групповое потребление ПАВ провести беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра-нарколога, работника право-охранительных органов.
Тактика поведения педагога при реальном сталкновении с употреблением учащимимя ПАВ
В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо:
- Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.
- Немедленно поставить в известность руководителей школы.
- Срочно вызвать медицинского работника школы.
- Известить о случившемся родителей или опекунов.
- Нецелесообразно немедленно проводить разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.
- При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
Этапы оказания первой помощи при передозировке наркотиков:
- Вызвать «Скорую помощь»
- Повернуть на бок
- Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс
- Следить за характером дыхания до прибытия врачей
- При частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту делать искусственное дыхание
Государственные меры профилактики
- Добровольное экспресс- тестирование обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений области учащихся (Приказ МЗ РФ №581н от 06.10.2014)
- Добровольного освидетельствования подростков и молодежи на предмет потребления наркотических средств психотропных веществ в ходе проведения рейдов в местах массового досуга
- Программа «Комплексные меры по ограничению потребления табака в РФ на 2013 - 2017 годы» с 1.07.2013г
- "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области" на 2013 - 2016 годы
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 г. N 394 г. Москва "Об утверждении перечня отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией"
Куда обратиться за помощью
- Филиал ГАУЗ «ООКНД»-«БНД» г.Бугуруслан ул.Некрасова 89 «а» Тел. 4-43-83,4-19-27
- Амбулаторное детско-подростковое отделение наркологического диспансера: г. Оренбург, ул. Невельская, д. 4 «ж» тел. (3532) 57-24-68;
- «Телефон доверия» для зависимых людей и их родственников – (3532)57-26-26.